Приложение 2 к ООП НОО ЧОУ СОШ «Творчество» (2023)
ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной деятельности
обучающихся 1-4 классов
1. Общие положения
1.1. Проектная деятельность (Далее - учебно-исследовательская и учебнопроектная) обучающихся – составная часть образовательного процесса при реализации ООП НОО, которые осуществляются в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельности
являются неотъемлемой частью учебного процесса, в организации и обеспечении
которой могут участвовать все педагогические структуры школы.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Федеральная образовательная программа НОО;
• Основная образовательная программа начального общего образования ЧОУ
СОШ «Творчество» (2023).
1.3. Учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельности осуществляются в рамках Программы формирования УУД обучающихся ООП НОО.
1.4. Учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельности являются одними из методов развивающего обучения, они направлены на выработку исследовательских навыков, развитие творческих способностей и логического мышления обучающихся.
1.5. Проекты как продукты учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности могут быть индивидуальными и групповыми.
1.6. Обучающиеся разрабатывают и реализуют как учебные, так и социальные
проекты, темы которых они выбирают самостоятельно или по предложению педагогов.
2. Понятия
2.1. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности,
направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы,
значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
2.2. Учебно-исследовательский деятельность (УИД) — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
2.3. Учебно- проектная деятельность (УПД) – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата.
3. Цели учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
4. Задачи учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности
4.1. Формирование метапредметных действий через участие обучающихся в
учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом
1. Познавательные УУД
1.2. Базовые исследовательские действия
1.2.1.определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
1.2.2.с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
1.2.3.сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
1.2.4.проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие);
1.2.5.формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
1.2.6.прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
2
1.3. Работа с информацией
1.3.1.выбирать источник получения информации;
1.3.2.согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
1.3.3.распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
1.3.4.соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
1.3.5.анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
1.3.6.самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Коммуникативные УУД
2.1. Общение
2.1.1.воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
2.1.2.проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
2.1.3.признавать возможность существования разных точек зрения;
2.1.4.корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
2.1.5.строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
2.1.6.создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
2.1.7.готовить небольшие публичные выступления;
2.1.8.подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
2.2.Совместная деятельность
2.2.1.формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2.2.2.принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
2.2.3.проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
2.2.4.ответственно выполнять свою часть работы;
2.2.5.оценивать свой вклад в общий результат;
2.2.6.выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
3. Регулятивные УУД
3.1. Самоорганизация
3.1.1.планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
3.1.2.выстраивать последовательность выбранных действий;
3
3.2. Самоконтроль
3.2.1.устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
3.2.2. корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
4.2. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).
4.3. Формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
4.4. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.5. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление
и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.6. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной
адаптации.
4.7. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со
своими традициями.
4.8. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
5. Особенности учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности обучающихся в
предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода
отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут
быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
6. Общие характеристики учебно-исследовательской и учебно-проектной
деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.
6.2. Структура учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности
включает следующие компоненты:
анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования;
4
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования;
представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельность требуют от
учащихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
7. Организация учебно-исследовательской и учебно-проектной
деятельности в 1-4 классах
Различие учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности
УИД
7.1. Руководитель
воспитатель или родитель.
7.2. Контроль
воспитатель, родитель
7.3. Ведение документов ученик, воспитатель
осуществляют
7.4. Результаты
воспитатель, эксперты
выполнения оценивают
7.5. Результаты могут
Научно-практической
быть представлены на … конференции, в рамках
выступления перед
другими классами.
7.6. Связь с портфолио
Результаты отражены в
электронном портфолио
7.7. Роль руководителя
✓ согласует с
обучающимися темы
учебно-исследовательских
работ;
✓ организует
индивидуальные и
групповые консультации
для обучающихся в
процессе выполнения
работы;
✓ осуществляет контроль
деятельности
обучающихся и несёт
ответственность за
качество представляемых
на защиту работ;
✓ проводит
индивидуальные
консультации с
обучающимися,
5
УПД
ученик, учитель
учитель
ученик, учитель
учитель
Уроке
Результаты отражены в
электронном портфолио
(по желанию ученика)
✓ предлагает
обучающимся темы
учебно-проектной
работы;
✓ организует работу в
группах;
✓ осуществляет контроль
деятельности группы и
отдельного участника в
группе;
✓ осуществляет контроль
выполнения учебнопроектной работы.
представляющими свои
работы на конкурсы,
конференции разного
уровня;
✓ осуществляет контроль
сроков выполнения работы
обучающимся.
7.8. Форма предъявления ✓ отчётные материалы по
результатов
проекту, которые могут
деятельности
встречать как тексты, так и
мультимедийные
продукты (анализ данных
социологического опроса;
собрание изображений или
таблиц, законопроект и
др.);
✓ отчёты по
образовательным
экскурсиям с четко
обозначенными
образовательными целями,
программой деятельности,
продуманными формами
контроля;
✓ свидетельства\грамоты\
дипломы за участие в
олимпиадах, конкурсах,
конференциях, в том числе
дистанционных,
предметных неделях,
интеллектуальных
марафонах, так как данные
формы предполагают
выполнение учащимися
учебных исследований или
их элементов в рамках
данных мероприятий.
7.9. Время процесса
Краткосрочные проекты
выполнения работы
требуют выделения 4 – 6
уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению
6
✓ ответ на уроке;
✓ компьютерная
презентация;
✓ небольшое
исследование на уроке;
✓ письменная работа
(эссе, отзыв, рекламный
буклет);
✓ художественная
творческая работа в
области литературы,
музыки, ИЗО,
технологии (творческое
выступление,
иллюстрация, макет,
сообщение, литературнохудожественная
композиция, виртуальная
экскурсия);
✓ по математике и по
русскому языку – схемы,
таблицы, диаграммы
(Приложение 5).
В рамках урока 9от 20 до
40 минут) \ в рамках
выполнения домашнего
задания
7.11. По содержанию
7.12. По количеству
участников
7.13. Форма оценивания
7.14. Выводы о
проделанной работе
продукта и подготовке презентации осуществляется
во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе
проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии
руководителя.
Годичные проекты могут
выполняться как в группах,
так и индивидуально. Весь
годичный проект – от определения проблемы и темы
до презентации выполняются во внеурочное время.
Монопредметный и метапредметный
✓ индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на
протяжении длительного
периода, возможно в течение всего учебного года.
✓ парный, малогрупповой
(до 5 человек);
✓ коллективный (класс и
более в рамках школы).
Критерии (приложения)
В ходе исследования
организуется поиск в
какой-то области,
формулируются отдельные
характеристики итогов
работ.
Отрицательный результат
– тоже результат
Монопредметный
✓ парный, малогрупповой (до 5
человек);
✓ индивидуальный.
Оценка в пятибальной
системе
Проект направлен на
получение конкретного
запланированного
результата – продукта,
обладающего
определенными
свойствами и
необходимого для
конкретного
использования
8. Требования к построению учебно-исследовательской деятельности
7
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
ученику, а уже потом науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.
8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых
для успешной реализации выбранного вида проекта.
8.6. Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
8.7. Рекомендуется использовать для начинающих дневник самоконтроля, в
котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется
при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.
8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.
8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны
быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
9. Требования к оформлению работы в рамках учебноисследовательского деятельности
9.1. Учебно-исследовательская работа оформляется в соответствии с нормами,
установленными данным положением (приложение 6).
9.2. Технические требования к оформлению учебно-исследовательской
работы:
- Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал
одинарный, отступ первой строки 1,25.
- Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
- Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
- Оглавление: должно формироваться автоматически.
- Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 14 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все
рисунки должны быть указания в тексте.
- Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над
таблицей справа.
- Список источников: список печатной литературы (необходимо составлять по
определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа), указание
электронных ресурсов.
9.3. Технические требования к оформлению презентации для сопровождения
8
защиты учебно-исследовательской работы:
единообразие шрифтов на слайдах;
единообразие оформления и стиля, типа рисунков;
единый стиль оформления слайдов;
оптимальное количество слайдов: на отдельные слайды выносятся
оформляющая информация о работе, цели и задачи работы, выводы и результаты
работы, источники информации;
соответствие содержания работы и структуры наглядному сопровождению.
9.4. Материалы учебно-исследовательской работы следует хранить на
нескольких разных носителях.
9.5. Наглядное сопровождение учебно-исследовательской работы может быть
выполнено в любом виде: объемной модели, рисунка, видеоматериала и др.
10. Порядок защиты работы в рамках учебно-исследовательской
деятельности
10.1. Защита учебно-исследовательской работы является одной из форм
оценки уровня достижения метапредметных результатов (УУД).
10.2. Учебно-исследовательская работа, выполненная обучающимся 1-4
классов и представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:
• выносимый на защиту продукт учебно-исследовательской деятельности;
• материалы для защиты учебно-исследовательской работы перед экспертами;
• оформленные документы работы.
10.3. Публичная защита учебно-исследовательской работы проводится лично
автором или группой учащихся.
10.4. Процедура публичной защиты работы включает в себя выступление обучающихся продолжительностью 3-7 минут (доклад, демонстрация продукта) и ответы на вопросы слушателей (2-5 минуты).
10.5. Перед публичной защитой работы ее участники должны провести
проверку демонстрационной техники, записать работу или ее демонстрационную
версию на компьютер, который будет использоваться во время презентации,
проверить качество записи и условия демонстрации.
11. Оценка работы в рамках учебно-исследовательской деятельности
11.1. Оцениванию подлежит результат и процесс выполнения учебного
исследования.
11.2. Оценка учебно-исследовательской работы обучающегося в рамках
внеурочной деятельности проводится самим учеником согласно критериям,
отраженным в Листе самооценки работы (приложение 3).
11.3. Оценка учебно-исследовательской работы обучающегося производится
руководителем согласно критериям, отраженным в Листе оценки работы
(приложение 2).
11.4. Лучшие учебно-исследовательские работы могут быть рекомендованы
для участия в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня. Обучающиеся по
согласованию с руководителем могут направлять завершенные работы на конкурсы
различного уровня, проводимые по соответствующей тематике.
9
12. Оценка работы в рамках учебно-проектной деятельности
Работа в рамках учебно-проектной деятельности – это работа, выполненная на
уроке по заданию учителя. Выполнение такой работы ограничено по времени (от
20 минут до 40 минут). Работа может быть организована в минигруппах, группах и
индивидуально.
Результат такой работы должен быть представлен сразу. Это может быть письменная работа (сочинение, рассказ, стихотворение), выступление, презентация,
схема, таблица, рисунок и др.
Работа в рамках учебно-проектной деятельности подлежит оцениванию по 5баллной системе и оценка выставляется в журнал по тому предмету, по которому
выполнялась работа.
Критерии оценивания работ
Критерии оценивания предметных умений (схемы, таблицы по учебным материалам)
Оценка "5" - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка "4" - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна,
хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка "3" - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна,
в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка "2" - поставленные задачи не выполнены.
Оценивание по результатам творческих работ
Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций и т.д.
№
Критерии, показатели
Баллы
1 Цели задания приняты обучающимся, конкретны.
2 Замысел работы реализован.
3 Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно)
Характер изложения предлагаемого материала доступный, соот4
ветствует возрастным особенностям обучающегося.
Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно,
5 помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала).
Во время защиты творческой работы созданы условия для лич6
ностного общения с одноклассниками, для рефлексии.
Работа способствовала формированию следующих качеств обуча7
ющегося:
а
Любознательность и активность
б Эмоциональность, отзывчивость
в
Общение с учителем и сверстниками
г
Соблюдение общепринятых норм и правил поведения
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи
д
(проблемы), адекватные возрасту
е
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности
10
ж
8
Владение необходимыми умениями и навыками
Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников.
Всего баллов:
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1.
2.
3.
4.
Достигнуто в высокой степени
Достигнуто частично
Достигнуто в малой степени
Не достигнуто (или не входило в цели)
3 балла
2 балла
1 баллов
0 баллов
Вывод:
• от 42 до 35 баллов – отметка «5»
• от 34 до 21 балла – отметка «4»
• ниже 21 балла результат не подлежит интерпретации
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Оценка "5" - ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка "4" - ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Критерии
оценивания
Дизайн презентации
Параметры
- общий дизайн – оформление презентации логично,
отвечает требованиям эстетики, и не противоречит
содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации
привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают.
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
11
Оценка
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы.
Средняя оценка по защите
Итоговая оценка
12
Приложение 1.
Взаимосвязь ООП НОО, УУД, основных критериев оценивания проектной деятельности
УУД ФГОС
Пример формулировки критерия оценки педагогами
1.2.2.с помощью педагогического работ- Ученик формулирует гипотезу, проблему, цель и
ника формулировать цель, планировать задачи исследования
изменения объекта, ситуации;
1.2.1.определять разрыв между реальУченик самостоятельно устанавливает, какая инным и желательным состоянием объекта формация необходима для выполнения исследо(ситуации) на основе предложенных пе- вания
дагогическим работником вопросов;
1.2.3.сравнивать несколько вариантов
Ученик может последовательно, обоснованно, лорешения задачи, выбирать наиболее
гично, связно аргументировать свою позицию,
подходящий (на основе предложенных
мнение
критериев);
Ученик может признать правильность/ непра1.3.3.распознавать достоверную и недо- вильность выбранной им точки зрения на исслестоверную информацию самостоядование
тельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
1.2.4.проводить по предложенному
Ученик верно выбирает опыт, эксперимент, неплану опыт, несложное исследование по большое исследование в зависимости от цели и
установлению особенностей объекта
темы работы.
изучения и связей между объектами
Ученик самостоятельно составляет план проведе(часть - целое, причина - следствие);
ния опыта, эксперимента, исследования, вносит
2.2.4.ответственно выполнять свою
коррективы в ходе работы.
часть работы;
3.1.1.планировать действия по решению
учебной задачи для получения результата;
3.1.2.выстраивать последовательность
выбранных действий;
13
Пример формулировки критерия для самооценки учеником
Могу задать вопросы таким образом, чтобы из ответов на них сформулировать проблему, гипотезу, цель и задачи исследования
Внимательно выслушал и записал вводную информацию по проекту
Совместно с учителем определяет, какая информация необходима для выполнения исследования
Могу последовательно, обоснованно, связно, логично аргументировать свое мнение, свою позицию.
Могу признать достоверность/неправильность
выбранной точки зрения на исследование
Понимаю, чем отличается опыт, эксперимент, исследование.
Могу выбрать средство для достижения цели исследования
Могу составить план проведения опыта, эксперимента, исследования (совместно с учителем \частично самостоятельно)
3.2.2. корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
1.3.1.выбирать источник получения информации;
1.3.4.соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
1.2.5.формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения
(опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
1.3.2.согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном
виде;
2.2.1.формулировать краткосрочные и
долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2.2.2.принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
2.2.3.проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
2.2.5.оценивать свой вклад в общий результат;
Ученик правильно воспроизводит научные знания, описывает тему с нескольких научных точек
зрения
Использую в выступлении несколько научных точек зрения, несколько (множество) научных фактов
Без ошибок воспроизвожу научную информацию
Выводы сформулированы и соответствуют теме,
проблеме, гипотезе, цели и задачам учебного исследования
Выводы сформулированы и соответствуют теме,
проблеме, гипотезе, цели и задачам учебного исследования
В сообщении об исследовании представлены все
этапы исследования
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности;
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнены все этапы исследования:
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнен самоконтроль на каждом этапе учебного исследования (под руководством учителя)
Выполнил все пункты плана в установленные
сроки
14
2.2.6.выполнять совместные проектные
задания с опорой на предложенные образцы.
3.2.1.устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
1.3.5.анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
1.3.6.самостоятельно создавать схемы,
таблицы для представления информации.
2.1.1.воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
2.1.2.проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
2.1.3.признавать возможность существования разных точек зрения;
2.1.4.корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
2.1.5.строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
2.1.6.создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);
2.1.7.готовить небольшие публичные
выступления;
2.1.8.подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
Ученик анализирует текстовую информацию и
создаёт графическую, звуковую информацию.
Содержание выступления соответствует теме, целям и задачам проекта
Приведены необходимые примеры и аргументы
Сделаны выводы и обобщения
Ученик умеет самостоятельно создавать схемы,
Изложение текста без чтения по написанному
таблицы.
Темп, выразительность речи
Изложение текста четко, понятно, без ошибок
Соответствие речевого оформления научному
стилю
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Ученик проявляет уважительное отношение к со- Соответствие регламенту
беседнику, соблюдает правила ведения диалога,
Готов к взаимодействию со слушателями, эксперпризнаёт возможность существования разных то- тами; продумал возможные вопросы, уточнения,
чек зрения, корректно и аргументированно выска- возражения.
зывает своё мнение.
Готов принимать позицию в дискуссии
Ученик грамотно строит своё высказывание согласно поставленной задаче, умеет готовить небольшие публичные выступления.
Ученик самостоятельно подбирает иллюстративный материал к тексту своего выступления.
15
Приложение 2.
Лист оценки учебно-исследовательской работы руководителем
учени__ «__» класса 20____ - 20____ учебный год
Участник - _______________________________________________________________
Руководитель - ___________________________________________________________
Тема - __________________________________________________________________
Оцените работу ученика
Процесс выполнения проекта, последовательность деятельности
3 балла получилось выполнить в этом проекте
2 балла - смог выполнить в этом проекте лишь частично
1 балл – смог выполнить в этом проекте лишь частично и допустил ошибки
0 баллов не сумел реализовать в данном проекте
Презентация проекта, коммуникация
0 баллов – критерий не выполнен
1 балл – критерий выполнен
Последовательность
деятельности
Критерий оценки
Выполнил все этапы исследования
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности;
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнен самоконтроль на каждом этапе учебного исследования.
Выполнил все пункты плана в установленные сроки
Оценка
(баллы)
0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3
Коммуникация
Итого по блоку
Выполнял не только свое задание, но и помогал другим
ученикам.
Прислушивался к замечаниям учителей и реагировал
соответственно
Нуждался в помощи учителей и обращался к ним
Итого по блоку
16
0
1
0
1
0
1
Рекомендации
Критерий оценки
Оценка
(баллы)
0 1 2 3
Процесс выполнения проекта
Ученик формулирует гипотезу, проблему, цель и задачи исследования
Ученик самостоятельно устанавливает, какая информа- 0 1 2 3
ция необходима для выполнения исследования
Ученик может последовательно, обоснованно, ло0 1 2 3
гично, связно аргументировать свою позицию, мнение
Ученик может признать правильность/ неправильность 0 1 2 3
выбранной им точки зрения на исследование
Ученик верно выбирает опыт, эксперимент, небольшое 0 1 2 3
исследование в зависимости от цели и темы работы
Ученик самостоятельно составляет план проведения
0 1 2 3
опыта, эксперимента, исследования.
Ученик правильно воспроизводит научные знания,
0 1 2 3
описывает тему с нескольких научных точек зрения
Выводы сформулированы и соответствуют теме, про0 1 2 3
блеме, гипотезе, цели и задачам учебного исследования
Ученик может применить, полученные в ходе исследо- 0 1 2 3
вания знания и умения, приводит примеры их применения
Ученик формулирует гипотезу, проблему, цель и за0 1 2 3
дачи исследования
Итого по блоку
Презентация
Содержание выступления соответствует теме, целям и
задачам проекта
Приведены необходимые примеры и аргументы
Сделаны выводы и обобщения
Представлены собственные результаты работы
Изложение текста без чтения по написанному
Темп, выразительность речи
Изложение текста четко, понятно, без ошибок
Соответствие речевого оформления научному стилю
Интерес к выступлению слушателей. Ответы на вопросы
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента
Взаимодействие с другими учащимися
Взаимодействие с педагогами, экспертами
Принятие позиции в дискуссии
Итого по блоку
Итого по проекту
17
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
Рекомендации
Приложение 3.
Лист самооценки учебно-исследовательской работы
учени__ «__» класса 20____ - 20____ учебный год
Участник - _____________________________________________________________
Тема - __________________________________________________________________
Оцени свою работу
Процесс выполнения проекта, последовательность деятельности
3 балла получилось выполнить в этом проекте
2 балла - смог выполнить в этом проекте лишь частично
1 балл – смог выполнить в этом проекте лишь частично и допустил ошибки
0 баллов не сумел реализовать в данном проекте
Презентация проекта, коммуникация
0 баллов – критерий не выполнен
1 балл – критерий выполнен
Самооценка
(баллы)
Процесс выполнения проекта
Критерий самооценки
Самостоятельно сформулировал гипотезу, проблему, цель и задачи исследования
Самостоятельно установил, какая информация необходима для выполнения исследования
Последовательно, обоснованно, логично, связно аргументировал свою позицию, мнение
Признал правильность/ неправильность выбранной
им точки зрения на исследование
0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3
Верно выбрал опыт, эксперимент, небольшое иссле- 0 1 2 3
дование в зависимости от цели и темы работы
Самостоятельно составил план проведения опыта,
эксперимента, исследования
Правильно воспроизвел научные знания, описал
тему с нескольких научных точек зрения
0 1 2 3
Выводы сформулированы и соответствуют теме,
проблеме, гипотезе, цели и задачам учебного исследования
Могу применить, полученные в ходе исследования
знания и умения, приводит примеры их применения
0 1 2 3
Итого по блоку / Оценка руководителя
18
0 1 2 3
0 1 2 3
Рекомендации себе
Самооценка
(баллы)
Критерий самооценки
Коммуникация
Презентация
Последовательность
деятельности
Выполнил все этапы исследования
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских
работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности;
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнил самоконтроль на каждом этапе учебного
исследования.
Выполнил все пункты плана в установленные сроки
Итого по блоку / Оценка руководителя
Содержание выступления соответствует теме, целям
и задачам проекта
Привел необходимые примеры и аргументы
Сделал выводы и обобщения
Представил собственные результаты работы
Изложил текста без чтения по написанному
Темп, выразительность речи
Изложил текста четко, понятно, без ошибок
Соответствие речевого оформления научному
стилю
Интерес к выступлению слушателей. Ответы на вопросы.
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента
Взаимодействие с другими учащимися
Взаимодействие с педагогами, экспертами
Принятие позиции в дискуссии
Итого по блоку / Оценка руководителя
Выполнял не только свое задание, но и помогал
другим ученикам.
Готов к взаимодействию со слушателями, экспертами; продумал возможные вопросы, уточнения,
возражения
Нуждался в помощи учителей и обращался к ним
Итого по блоку / Оценка руководителя
Итого по самооценке / Оценка руководителя
19
0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
Рекомендации себе
Приложение 4.
Лист оценки выступления экспертами (НПК)
Учащийся, учащиеся – __________________________________________
Тема - _______________________________________________________
№
Критерий
1. Содержательная сторона
выступления
2. Речевое
оформление
3. Эффективность выступления
4. Коммуникативные умения
5. Особое мнение
эксперта
Показатели
Кол-во
баллов
Содержание выступления соответствует теме, целям и задачам проекта
Приведены необходимые примеры и
аргументы
Сделаны выводы и обобщения
Владение терминами, правильное их
использование
Изложение текста без чтения по
написанному
Темп, выразительность речи
3
Изложение текста четно, понятно,
без ошибок
Интерес к выступлению слушателей.
Ответы на вопросы.
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента (на выступление 3 мин + 2 мин на вопросы)
Взаимодействие в микрогруппе
2
3
3
3
2
2
2
3
3
1
3
1-5
Итого баллов
20
35
Баллы
участнику
Приложение 5
Примерные формы и темы учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности учащихся 1-4 классов
по учебным предметам (ПП НОО)
1 класс
Русский
язык
2 класс
3 класс
проводить по предложенному плану
несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
готовить небольшие выступления о
результатах групповой работы,
наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
Литературное чтение
4 класс
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы, планы, идеи.
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы
Краткое устное изложение результатов
выполненного несложного проектного задания.
представлять результаты выполненной
проектной работы, в
том числе подбирая
Иностранный язык
21
По выбору учителя
Вне организации
иллюстративный материал (рисунки,
фото) к тексту выступления, в объёме
не менее 4—5 фраз.
договариваться с одноклассниками в
ходе организации
проектной работы с
величинами (составление расписания,
подсчёт денег,
оценка стоимости и
веса покупки, рост и
вес человека, приближённая оценка
расстояний и временных интервалов;
взвешивание; измерение температуры
воздуха и воды),
геометрическими
фигурами (выбор
формы и деталей
при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и
оценка конечного
результата).
первоначальный
опыт поисковой,
проектной деятельности по изучению
исторического и
Математика
ОРКСЭ
22
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
культурного наследия народов России,
российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
Проектирование
Лепка из пластилина
(эскизы) декоратив- эскиза памятника
ных украшений в
выбранному герою
городе: ажурные
или участие в колограды, украшения лективной разрафонарей, скамеек,
ботке проекта макета
киосков, подставок мемориального комдля цветов и др.
плекса (работа выПроектирование
полняется после
садово-паркового
освоения собранного
пространства на
материала о мемориплоскости (аппликация, коллаж) или альных комплексах,
в виде макета с ис- существующих в
нашей стране).
пользованием бумаги, картона, пенопласта и других
подручных материалов.
Музыка
Творческий проект
— театрализованная
постановка
Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной
23
культуре народов
мира
Творческие, исследовательские проекты, посвящённые
выдающимся композиторам
Исследовательские
проекты, посвящённые музыке религиозных праздников
Творческий проект
«Озвучиваем мультфильм»
Технология
выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
понимать особенности проектной
деятельности,
осуществлять под
руководством
учителя элементарную проектную деятельность
в малых группах:
разрабатывать замысел, искать
пути его реализации, воплощать
его в продукте,
демонстрировать
готовый продукт;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных
знаний и умений.
Элементарная
Элементарная твор- Элементарная творческая и проектная ческая и проектная
24
решать творческие
задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять
выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно
представлять продукт проектной деятельности;
творческая и проектная деятельность (создание
замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных
ролей (руководитель/лидер и подчинённый).
25
деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений).
Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на
основе содержания
материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций
по заданным условиям в выполнении
учебных проектов.
Конструирование и
моделирование изделий из различных
материалов, в том
числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или
собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений
конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и
технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и
коллективных проектных работ.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми
материалами. Поиск
дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и др.
Создание презентаций в программе
PowerPoint или другой.
Воспитатель
Вне образовательной организации:
социальные проекты
— ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и пе26
дагогическими работниками комплексы
дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего образовательную организацию социума;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в Интернете: просмотр
лекций, решение
учебно-тренировочных задач, участие в
мастер-классах, посещение открытых уроков;
регулярная организация и проведение
конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков
пришкольной территории (например, высадке культурных
растений, закладке
газонов, сооружению
альпийских горок,
27
созданию инсталляций и иного декоративного оформления
отведённых для детских проектов мест);
Коллективный исследовательский проект
классов «Старая фотография из семейного архива», посвящённый Дню Победы
Реализация запланированных социальных проектов и инициатив ДОО в ближайшем социуме:
■ коллективное творческое дело «Поможем пожилым людям
подготовиться к
зиме»;
■ акция помощи бездомным животным
«Сезоны добра»;
благотворительная
акция «Ветеран живёт рядом»
Подготовка и реализация проекта «На
ёлку с ДОО»
Экологический проект «Придорожный
мусор»
28
Проект «Выращиваем растение для
школы: от ростка до
цветка»
Общешкольный проект «Мой класс — самый красивый»
29