Приложение 11 к ООП НОО ЧОУ СОШ «Творчество» (2023)
Формы организации учебного процесса
Учебно-плановые формы
обучения
Урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен
имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию
мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений.
Внеплановых форм обучения
Бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным
программам позволяют совершенствовать знания
школьников, расширять их
кругозор.
Вспомогательные формы
обучения
Групповые и индивидуальные занятия обеспечивают
дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от
требований единого уровня
общего образования, так и
ускоренному продвижению
успешно осваивающих учебную программу школьников.
Основной формой организации учебного процесса в школе является
урок.
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности
постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного
процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и
управлению и все его дидактические элементы.
Современный урок
1. Цели определяются через конечный результат деятельности
2. Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические знания
3. Разнообразные формы организации обучения: урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра
4. Контроль за результатом обучения: разные виды – текущий, итоговый; разные формы –тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль
5. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности
6. Взаимодействие с учениками сотрудничество осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся.
7. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами
Типология и структура уроков
Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет?
Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее
часто встречаются в практике, а именно:
1) изучение нового материала,
2) закрепление пройденного,
3) контроль и оценка знаний учащихся,
4) домашнее задание,
5) обобщение и систематизация знаний.
Другие — цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы
обучения, способы организации учебной деятельности.
Структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она
должна отражать:
·закономерности ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, логику процесса учения;
·закономерности процесса УСВОЕНИЯ, логику усвоения новых знаний;
·закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося, отражающих логику познавательной деятельности человека;
·виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления
сущности педагогического процесса.
Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются
- актуализация,
- формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.
Процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими компонентами урока, когда он осознает, что
каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предшествующими.
Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на
имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется
после усвоения нового.
Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе
дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью.
Так на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач; на другом — показ способов
деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением
этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; третьем — решение
поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д.
Классификация уроков.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов
обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
·уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
·уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки
формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2й тип урока);
·уроки обобщения и систематизации (3-й тип),
·комбинированные уроки (4-й тип);
·уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Урок изучения нового материала.
Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом.
Школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.
Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и
старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения.
Формы такого изучения могут быть самыми разными:
1. лекция,
2. объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,
3. эвристическая беседа,
4. самостоятельная работа с учебником, другими источниками,
5. постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний;
б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний
на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала
и совершенствования знаний, умений и навыков.
В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько
типов:
·уроки закрепления изучаемого материала;
·уроки повторения;
·уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;
·уроки формирования умений и навыков и др.
Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок — лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок — экскурсия; д) урок
— семинар.
Урок обобщения и систематизации.
Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач
— установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и
оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия
и за весь год обучения.
Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды
уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков
Комбинированный урок.
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы.
На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше.
В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:
а) организация учащихся к занятиям;
б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;
в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся
по его осмыслению и усвоению;
г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;
е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за
работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков.
Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения,
уровня усвоения учащимися теоретического материала, сформированности
умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников,
установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в
соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
Видами урока контроля и коррекции могут быть:
·устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
·письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и
т.д.;
·зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа;
·практикумы;
·контрольная самостоятельная работа; экзамены и др.
После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая
коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.
В школьной практике приняты в основном три таких формы —фронтальная, индивидуальная и групповая.
Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в
парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся
называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все
ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем
классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.
Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу
чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы.
Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже
усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя,
больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем
ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для
максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо
использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке
и другие формы учебной работы.
Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных
знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально ис-
пользуя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке.
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для
самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в
соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
В качестве таких заданий может быть:
1. работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и
т.д.);
2. решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов;
3. проведение всевозможных наблюдений и т.д.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока,
при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и
их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для
обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.
Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных
учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные
возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав
группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера
предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими
группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам
группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени
возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику,
как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов.
В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся
при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по
теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных
программ, за рамки урока.
В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит,
конечно, от самой организации работы внутри группы (звена).
Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников.
Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов
работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих
элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в
группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность),
распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление,
дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Необходимо помнить, что только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма
организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
Кроме урока, при соответствующих условиях возможно, а порой и необходимо применение дополнительных форм организации обучения, рассчитанных либо на всех учеников класса, либо на часть их. Сюда относятся следующие формы работы:
• Домашние самостоятельные работы.
• Индивидуальные занятия с учениками или с некоторой группой их в том
случае, когда по каким-либо причинам у них образовались существенные пробелы в знаниях и навыках.
• Занятия с отдельными учениками, имеющими особые математические
способности или повышенный интерес к математике.
• Практические занятия
Практические занятия предназначены для расширенного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
• Лабораторные работы
Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.
• Экскурсии
Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов
или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации
творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного
процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать
различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно
созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность учащихся.
Основные педагогические технологии,
используемые при преподавании
Личностно – ориентированные технологии. Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью
образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Учитель на своих уроках внедряет технологию личностно-ориентированного обучения следующим образом:
- строит урок с учетом возможностей для самостоятельного проявления
учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать
оригинальные гипотезы и идеи;
- побуждает учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку, стремится к созданию ситуации успеха для каждого ребенка,
что способствует эмоционально положительному настрою учащихся на работу;
- на уроках материал дается все учащимся на довольно высоком уровне, а
проверка ЗУНов ведется на трех разных уровнях;
- обучает учащихся исследовательской и проектной деятельности.
Интеграционные технологии. Учителями разработаны и внедрены в
практику интегрированные уроки (география и литература, география и английский язык, история и литература, изо и музыка и т.д.).
Технология дифференцированного обучения. Учителем чаще всего используется при проведении различных форм контроля, практических работ.
При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к
учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения
заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология учебно-игровой деятельности. Игровые технологии всегда
находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей
вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить
имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его,
ориентировать в реальной жизни. Учителем игровые технологии используются при проведении уроков развития знаний и умений.
Информационно-компьютерные технологии. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим
устройством и тренажёром. Обеспечение школы беспроводным доступом в
сеть и мобильным классам также позволяет проводить уроки на основе использования самых разнообразных ресурсов сети Интернет.
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планирования учебного времени. Существует целый ряд педагогических факторов, положительно
влияющих на здоровье детей:
- разнообразие форм и методов здоровьесберегающей деятельности;
- отсутствие стрессовой педагогической тактики;
- четкое соответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников;
- функциональная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья (знание характера ребенка, наклонностей, интересов и т.д.);
- правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств, рациональное распределение времени и т.д.);
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
Технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде
правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик объектов. Эта
технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате
многих учебников, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в
практике работы.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов —
ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще
Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Важное значение этой
технологии и в том, что при самостоятельном составлении опорных конспектов происходит глубокое и качественное формирование общих учебных умений.
Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть
этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая
форма учебной активности учащихся. Если традиционная методика описывает,
что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности
предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока
классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, а в
конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка
результатов усвоения с помощью тестов.
Технология проектной деятельности школьников. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на
основе краеведческой работы. Цель такой работы – формирование у учащихся
адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры, т.е. в адекватном возрасту и личностным возможностям формировании
общих учебных умений.
Применение проектной деятельности позволяет решить несколько задач:
✓ развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их
творчества,
✓ стимулирование познавательной активности,
✓ углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому
выполняется проект.
Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких
уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом
(совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные
переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
Виды учебных проектов:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой
аудитории.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это альманахи, театрализованные
представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы.
Исследовательский проект - по структуре научное исследование. Он
включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой,
обсуждение полученных результатов.
Дистанционные технологии.
В связи с особым режимом работы школы в условиях распространения
новой коронивирусной инфекции и на основании рекомендаций Минпросвещения РФ, рекомендация Роспотребнадзора при реализации рабочей программы необходимо предусмотреть применение дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном
(на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.