Приложение 2 к ООП ООО Положение о УИД

Приложение 2 к ООП ООО ЧОУ СОШ «Творчество» (2023)
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся 5-9 классов
1. Общие положения
1.1. Учебно-исследовательская и проектные деятельности обучающихся – составная часть образовательного процесса при реализации ООП ООО. Учебно-исследовательская и проектная деятельности осуществляются в рамках урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Федеральная образовательная программа ООО;
• Основная образовательная программа основного общего образования ЧОУ
СОШ «Творчество» (2023).
1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельности осуществляется в
рамках Программы формирования УУД обучающихся ООП ООО.
1.4. Индивидуальные и групповые проектные работы должны быть
представлены в виде завершенного проекта: научно-исследовательского,
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного и др.
1.5. В 5 и 6 классах организуется учебно-исследовательская деятельность во
внеурочное время. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность организуется по направлениям: социально-гуманитарное, филологическое, естественнонаучное, информационно-технологическое, междисциплинарное.
В 7-8 классах организуется проектная практикоориентированная деятельность
на уроках технологии.
В 9 классе учебно-исследовательская и проектная деятельность проводится
только на уроках по рабочей программе педагога. Урочная: урок- эксперимент, урок
исследование, урок-консультация, мини исследования на домашнее задание.
2. Назначение учебно-исследовательской деятельности в 5 – 6 классах.
2.1. Организация учебно-исследовательской деятельности призвана обеспечивать формирование у обучающихся опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми (Приложение 1).
2.2. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся должна быть сориентирована на формирование и развитие у школьников научного способа мышления,
устойчивого познавательного интереса, готовности к постоянному саморазвитию и
самообразованию, способности к проявлению самостоятельности и творчества при

решении личностно и социально значимых проблем.
2.3. Особенность учебно-исследовательской деятельности состоит в том, что
она нацелена на решение обучающимися познавательной проблемы, носит теоретический характер, ориентирована на получение обучающимися субъективно нового
знания (ранее неизвестного или мало известного), на организацию его теоретической опытно-экспериментальной проверки.
2.4. Исследовательские задачи представляют собой особый вид педагогической установки, ориентированной:
- на формирование и развитие у школьников навыков поиска ответов на проблемные вопросы, предполагающие неиспользование имеющихся у школьников
знаний, а получение новых посредством размышлений, рассуждений, предположений, экспериментирования;
- на овладение школьниками основными научно-исследовательскими
умениями (умения формулировать гипотезу и прогноз, планировать и осуществлять
анализ, опыт и эксперимент, делать обобщения.
3. Организация учебно-исследовательской деятельности в 5-6 классах.
3.1. Руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся 5–
6-х классов осуществляют педагогические работники, ведущие преподавание
предмета, по которому выполняется работа. Консультантами могут быть
сотрудники иных организаций, а также родители обучающихся. Руководство
учебно-исследовательской деятельностью обучающихся 5–6-х классов могут
осуществлять сотрудники иных организаций, а также родители обучающихся.
3.2. Контроль охвата детей учебно-исследовательской деятельностью
осуществляет воспитатель.
3.3. Ведение документов по учебно-исследовательской деятельности
обучающегося осуществляют обучающийся, руководитель работы, воспитатель.
3.4. Результаты выполнения учебно-исследовательских работ в рамках
внеурочной деятельности оценивается руководителем по установленной форме
(приложение 2), самим учащимся (приложение 3), экспертами, оценивающими
защиту работы (приложение 4).
3.5. Результаты выполнения учебно-исследовательской работы в рамках
внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов должны быть представлены к
публичной защите на школьной конференции, далее отражаются в портфолио
обучающегося.
3.6. Общее руководство учебно-исследовательской деятельностью
обучающихся 5-6-х классов в ОО осуществляет заместитель руководителя по УВР.
Организационное
руководство
учебно-исследовательской
деятельностью
осуществляет воспитатель класса.
3.7. Руководители учебно-исследовательских работ:
• предоставляют классному руководителю не менее двух тем работ за два
рабочих дня до начала выполнения учебно-исследовательской работы;
• согласуют с обучающимися темы учебно-исследовательских работ;
• организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в
процессе выполнения работы, осуществляют контроль деятельности обучающихся
2

и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ;
• проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими
свои работы на конкурсы, конференции разного уровня.
• осуществляют контроль сроков выполнения работы обучающимся.
3.8. Учебно-исследовательскую работу учащиеся 5-6 классов выполняют в течение одной учебной недели.
3.9. Для участия учебно-исследовательской работы в конкурсных
мероприятиях разного уровня руководителем работы организуется оформление
сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса.
4. Порядок выполнения учебно-исследовательской работы
4.1. В начале учебной недели, в течение которой выполняется учебноисследовательская работа, один из педагогов проводит установочную конференцию.
На данной конференции освещаются методологические, методические,
организационные вопросы выполнения учебно-исследовательской работы.
4.2. Обучающиеся самостоятельно/по согласованию с преподавателем
выбирают тему, по которой будет осуществляться учебно-исследовательская
работа.
4.3. Обучающиеся самостоятельно определяют цель (продукт) работы и ее
жанровые особенности и согласуют с руководителем работы.
4.4. Обучающимися совместно с учителем составляет план выполнения
учебно-исследовательской работы (Приложение 5).
4.5. По итогам работы над работой обучающийся представляет продукт.
4.6. В портфолио учащегося после включаются материалы о выполненной
работе: распечатка презентации, распечатка текста к защите работы, лист
самооценки выполнения учебно-исследовательской работы, лист оценки
руководителем учебно-исследовательской работы, результаты оценки выступления
экспертами, иные сопровождающие документы. По желанию обучающегося данные
по выполненной работе могут быть дополнены фото-, видеоматериалами.
4.7. Формы предъявления результатов УИД: письменная исследовательская
работа, статьи, обзоры, отчеты и заключения по итогам исследования, доклад, реферат.
4.8. На неделе, следующей за неделей выполнения учебно-исследовательской
работы, один из педагогов проводит финальная конференция. На финальной
конференции подводятся итоги работы на прошедшей неделе, вырабатываются
рекомендации по организации следующих подобных работ, заполняются документы
по выполненной учебно-исследовательской работе.
5. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы
5.1. Учебно-исследовательская работа оформляется в соответствии с нормами,
установленными данным положением (Приложение 6).
5.2. Технические требования к оформлению учебно-исследовательской
работы:
- Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал
одинарный, отступ первой строки 1,25.
3

- Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
- Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
- Оглавление: должно формироваться автоматически.
- Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 14 пт.
Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На
все рисунки должны быть указания в тексте.
- Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над
таблицей справа.
- Список источников: список печатной литературы (необходимо составлять по
определенным правилам, в соответствии с требованиями ГОСТа), указание
электронных ресурсов.
5.3. Технические требования к оформлению презентации для сопровождения
защиты учебно-исследовательской работы:
единообразие шрифтов на слайдах;
единообразие оформления и стиля, типа рисунков;
единый стиль оформления слайдов;
оптимальное количество слайдов: на отдельные слайды выносятся
оформляющая информация о работе, цели и задачи работы, выводы и результаты
работы, источники информации;
соответствие содержания работы и структуры наглядному сопровождению.
5.4. Материалы учебно-исследовательской работы следует хранить на
нескольких разных носителях.
5.5. Наглядное сопровождение учебно-исследовательской работы может быть
выполнено в любом виде: объемной модели, рисунка, видеоматериала и др.
6. Порядок защиты учебно-исследовательской работы
6.1. Защита учебно-исследовательской работы является одной из форм оценки
успешности освоения обучающимся ООП ООО и уровня достижения
метапредметных результатов.
6.2. Учебно-исследовательская работа, выполненная обучающимся 5-6 класса
и представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:
• выносимый на защиту продукт учебно-исследовательской деятельности;
• материалы для защиты учебно-исследовательской работы перед экспертами;
• оформленные документы работы.
6.3. Публичная защита учебно-исследовательской работы проводится лично
автором.
6.4. Процедура публичной защиты работы включает в себя выступление обучающегося продолжительностью 3-7 минут (доклад, демонстрация продукта) и ответы на вопросы слушателей (2-5 минуты).
6.5. Не менее чем за день до дня публичной защиты учебно-исследовательской
работы руководителю предоставляется один экземпляр работы и документов,
оформленный в соответствии с установленными нормами.
6.6. Перед публичной защитой работы ее участники должны провести
проверку демонстрационной техники, записать работу или ее демонстрационную
версию на компьютер, который будет использоваться во время презентации,
проверить качество записи и условия демонстрации.
4

7. Оценка учебно-исследовательской работы
7.1. Оцениванию подлежит результат и процесс выполнения учебного
исследования.
7.2. Оценка учебно-исследовательской работы обучающегося в рамках
внеурочной деятельности проводится самим учеником согласно критериям,
отраженным в Листе самооценки работы (Приложение 3).
7.3. Оценка учебно-исследовательской работы обучающегося производится
руководителем согласно критериям, отраженным в Листе оценки работы
(приложение 2).
7.4. Оценка учебно-исследовательской деятельности обучающегося
производится экспертами по результатам публичной защиты (Приложение 4).
7.5. Работа, получившая низкую оценку, получившая соответствующие
рекомендации экспертов, возвращается ученику на доработку в недельный срок с
последующей повторной защитой в индивидуальном порядке.
7.6. Лучшие учебно-исследовательские работы могут быть рекомендованы
для участия в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня. Обучающиеся по
согласованию с руководителем могут направлять завершенные работы на конкурсы
различного уровня, проводимые по соответствующей тематике.
7.7. Для обучающихся – авторов учебно-исследовательских работ, ставших
победителями и призерами городских, региональных, межрегиональных,
республиканских или международных конкурсов, результат участия в конкурсе
приравнивается к процедуре публичной защите работы.
7.8. Зачет за учебно-исследовательскую работу обучающихся 5-6 классов
ставится, если работа оценена руководителем в 50% от максимально возможного
количества баллов, и на защите получила более половины баллов от возможной
максимальной оценки экспертов за защиту.
8. Назначение проектной деятельности в 7 – 8 классах.
8.1. Организация проектной деятельности призвана обеспечивать формирование у обучающихся опыта применения УУД в жизненных ситуациях, навыков учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста, взрослыми (Приложение 7).
8.2. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение обучающимися научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме,
предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
8.3. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и
5

оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и
рефлексию результатов деятельности.
9. Организация проектной деятельности в 7-8 классах.
9.1. Руководство проектной деятельностью обучающихся 7–8-х классов
осуществляют педагогические работники, ведущие учебный предмет «Технология».
Консультантами могут быть сотрудники иных организаций, а также родители
обучающихся.
9.2. Контроль охвата детей проектной деятельностью, сроки выполнения
работ осуществляет воспитатель.
9.3. Ведение документов по проектной деятельности обучающегося
осуществляют обучающийся, руководитель работы, воспитатель.
9.4. Результаты выполнения проектных работ оценивается руководителем по
установленной форме (Приложение 2), самим учащимся (Приложение 3),
экспертами, оценивающими защиту работы (Приложение 4).
9.5. Результаты выполнения проектной работы обучающихся 7-8 классов
должны быть представлены к публичной защите на школьной конференции, далее
отражаются в портфолио обучающегося.
9.6. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся 7–8-х
классов в ОО осуществляет заместитель руководителя по УВР.
9.7. Руководитель (руководители) проектных работ:
• предоставляют классному руководителю список тем работ до начала
выполнения проектной работы;
• согласуют с обучающимися темы проектных работ;
• организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся
в процессе выполнения работы, осуществляют контроль деятельности
обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на
защиту работ;
• проводят
индивидуальные
консультации
с
обучающимися,
представляющими свои работы на конкурсы, конференции разного уровня.
• осуществляют контроль сроков выполнения работы обучающимся.
9.8. Проектную работу учащиеся 7-8 классов выполняют в течение одного
учебного года. В 7 классе ученики выполняют групповые проекты; возможно выполнение одного проекта для всего класса. В 8 классе обучающиеся выполняют индивидуальный проект.
9.9. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях разного
уровня руководителем работы организуется оформление сопровождающей
документации, предусмотренной форматом данного конкурса.
10. Порядок выполнения проектной работы
10.1. В начале учебного года, в течение которого выполняется проект, педагог
проводит установочную конференцию. На данной конференции освещаются
методологические, методические, организационные вопросы выполнения
проектной работы.
6

10.2. Обучающиеся самостоятельно/по согласованию с преподавателем
выбирают тему, по которой будет осуществляться проектная работа.
10.3. Обучающиеся самостоятельно определяют цель (продукт) работы и ее
жанровые особенности и согласуют с руководителем работы.
10.4. Обучающимися совместно с учителем составляет план выполнения
проектной работы (Приложение 5).
10.5. По итогам работы обучающиеся представляет продукт.
10.6. В портфолио учащегося после защиты проекта включаются материалы о
выполненной работе: распечатка презентации, распечатка текста к защите работы,
лист самооценки выполнения проектной работы, лист оценки руководителем
проектной работы, результаты оценки выступления экспертами, иные
сопровождающие документы. По желанию обучающегося данные по выполненной
работе могут быть дополнены фото-, видеоматериалами.
10.7. Формы предъявления результатов проектной деятельности:
• художественная творческая работа в области литературы, музыки, ИЗО,
экранных искусств и др. (творческое выступление, коллекция,
музыкальное произведение, литературно-художественная композиция и
др.);
• компьютерная разработка (Web-сайт, дизайн – макет, видеоматериалы,
буктрейлер, виртуальная экскурсия и др.);
• материальный объект, макет, конструкторское изделие;
• отчётные материалы по социальному проекту, которые могут встречать
как тексты, так и мультимедийные продукты (анализ данных
социологического опроса; собрание изображений или таблиц,
законопроект и др.).
10.8. На неделе, следующей за неделей защиты проектной работы, заместитель
директора, воспитатель или другой педагогический работник проводит финальную
конференцию. На финальной конференции подводятся итоги работы за учебный
год, вырабатываются рекомендации по организации следующих подобных работ,
заполняются документы по выполненной проектной работе.
11. Требования к оформлению теста и сопроводительной документации
проектной работы
Проектная работа оформляется в соответствии с нормами, установленными
данным положением (Приложение 6). Проектная работа оформляется в
соответствии с требованиями к научно-исследовательской работе.
12. Порядок защиты проектной работы
12.1. Защита проектной работы является одной из форм оценки успешности
освоения обучающимся ООП ООО и уровня достижения метапредметных
результатов.
12.2. Проектная работа, выполненная обучающимся 7-8 классов и
представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:
• выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
• материалы для защиты проектной работы перед экспертами;
• оформленные документы работы.
7

12.3. Публичная защита проектной работы проводится лично автором (-ами).
12.4. Процедура публичной защиты работы включает в себя выступление обучающегося продолжительностью 3-7 минут (доклад, демонстрация продукта) и ответы на вопросы слушателей (2-5 минуты).
12.5. Не менее чем за день до дня публичной защиты проектной работы
педагогу предоставляется один экземпляр работы и документов, оформленный в
соответствии с установленными нормами.
12.6. Перед публичной защитой работы ее участники должны провести
проверку демонстрационной техники, записать работу или ее демонстрационную
версию на компьютер, который будет использоваться во время презентации,
проверить качество записи и условия демонстрации.
13. Оценка проектной работы
13.1. Оцениванию подлежит результат и процесс выполнения проектной
работы.
13.2. Оценка проектной работы обучающегося в рамках внеурочной
деятельности проводится самим учеником согласно критериям, отраженным в Листе
самооценки работы (Приложение 3).
13.3. Оценка проектной работы обучающегося производится руководителем
согласно критериям, отраженным в Листе оценки работы (Приложение 2).
13.4. Оценка защиты проектной работы производится экспертами
непосредственно во время защиты проектной работы.
13.5. Работа, получившая низкую оценку, получившая соответствующие
рекомендации экспертов, возвращается ученику на доработку в недельный срок с
последующей повторной защитой в индивидуальном порядке.
13.6. Лучшие проектные работы могут быть рекомендованы для участия в
конкурсных мероприятиях внешкольного уровня. Обучающиеся по согласованию с
руководителем могут направлять завершенные работы на конкурсы различного
уровня, проводимые по соответствующей тематике.
13.7. Для обучающихся – авторов проектных работ, ставших победителями и
призерами городских, региональных, межрегиональных, республиканских или
международных конкурсов, результат участия в конкурсе приравнивается к
процедуре публичной защите работы.
13.8. Зачет за проектную работу обучающихся 7-8 классов ставится, если
работа оценена руководителем в 50% от максимально возможного количества
баллов, и на защите получила более половины баллов от возможной максимальной
оценки экспертов за защиту.

8

Приложение 1.
Взаимосвязь ООП ООО, УУД, основных критериев оценивания учебно-исследовательской деятельности
ФОП ООО
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;

УУД
1.2.1.использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

1.2.2. формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
1.2.3. формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию,
мнение;
1.3.3.находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
3.1.1.выявлять проблемы для решения в
жизненных и учебных ситуациях;
проводить по самостоятельно со- 1.2.4. проводить по самостоятельно составленному плану опыт, неслож- ставленному плану опыт, несложный
ный эксперимент, небольшое ис- эксперимент, небольшое исследование
следование;
по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
2.2.5.выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
3.1.3.самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с

Пример формулировки критерия
оценки педагогами
Ученик формулирует гипотезу, проблему, цель и задачи исследования
Ученик самостоятельно устанавливает,
какая информация необходима для выполнения исследования
Ученик может последовательно, обоснованно, логично, связно аргументировать свою позицию, мнение
Ученик может признать правильность/
неправильность выбранной им точки
зрения на исследование

Ученик верно выбирает опыт, эксперимент, небольшое исследование в зависимости от цели и темы работы.
Ученик самостоятельно составляет
план проведения опыта, эксперимента,
исследования.

9

Пример формулировки критерия для самооценки учеником
Могу задать вопросы таким образом,
чтобы из ответов на них сформулировать
проблему, гипотезу, цель и задачи исследования
Внимательно выслушал и записал вводную информацию по проекту
Самостоятельно определяет, какая информация необходима для выполнения исследования
Могу последовательно, обоснованно,
связно, логично аргументировать свое
мнение, свою позицию.
Могу признать достоверность/неправильность выбранной точки зрения на исследование

Знаю, чем отличается опыт, эксперимент,
исследование.
Могу выбрать средство для достижения
цели исследования
Могу самостоятельно составить план проведения опыта, эксперимента, исследования

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно
формулировать
обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
3.1.4.составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
3.2.5. вносить коррективы в деятельность
на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
1.2.5. оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);
1.3.5.оценивать надежность информации
по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
3.1.5.делать выбор и брать ответственность за решение;
1.2.6. самостоятельно формулировать
обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и
обобщений;
1.2.7. прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3.1.2.ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

Ученик правильно воспроизводит
научные знания, описывает тему с нескольких научных точек зрения

Использую в выступлении несколько
научных точек зрения, несколько (множество) научных фактов
Без ошибок воспроизвожу научную информацию

Выводы сформулированы и соответствуют теме, проблеме, гипотезе, цели
и задачам учебного исследования

Выводы сформулированы и соответствуют теме, проблеме, гипотезе, цели и
задачам учебного исследования

Ученик может применить, полученные
в ходе исследования знания и умения,
приводит примеры их применения

Понимаю место приобретенных знаний и
умений в системе научного познания,
научных знаний
Могу привести примеры взаимосвязи
между ранее полученными в ходе учебного исследования знаниями и умениями
и ранее полученными научными знаниями
и умениями.

10

Анализ/самоанализ выполнения
учебного исследования

3.2.2.давать адекватную оценку ситуации
и предлагать план ее изменения;
3.2.3.учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
1.3.1. применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
1.3.2.выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
2.2.1.понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
2.2.6.оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
2.2.7.сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой.
3.2.1. владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии;
3.2.4.объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

В сообщении об исследовании представлены все этапы исследования
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских работ;
- проведение исследования, проверка
гипотезы;
- описание процесса исследования,
описание результатов учебной исследовательской деятельности;
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая
учебного исследования.

11

Выполнены все этапы исследования:
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнен самоконтроль на каждом этапе
учебного исследования.
Выполнил все пункты плана в установленные сроки

Представление результатов учебного исследования

3.2.6.оценивать соответствие результата
цели и условиям;
1.3.4.самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
1.3.6.эффективно запоминать и систематизировать информацию
2.1.1.воспринимать и формулировать
суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
2.1.2.выражать себя (свою точку зрения)
в устных и письменных текстах;
2.1.3.распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
2.1.4.понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
2.1.6.сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
2.1.7.публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
2.1.8. самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2.2.3.уметь
обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

Содержательная
сторона
выступления

Речевое
оформление

Эффективность выступления

12

Содержание выступления соответствует
теме, целям и задачам
проекта
Приведены необходимые примеры и аргументы
Сделаны выводы и
обобщения
Представлены собственные результаты
работы
Изложение текста без
чтения по написанному
Темп, выразительность речи
Изложение текста
четко, понятно, без
ошибок
Соответствие речевого
оформления научному
стилю
Интерес к выступлению слушателей. Ответы на вопросы.
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента
Взаимодействие с другими учащимися

Содержание выступления соответствует
теме, целям и задачам проекта
Приведены необходимые примеры и аргументы
Сделаны выводы и обобщения
Изложение текста без чтения по написанному
Темп, выразительность речи
Изложение текста четко, понятно, без
ошибок
Соответствие речевого оформления научному стилю
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламенту
Готов к взаимодействию со слушателями,
экспертами; продумал возможные вопросы, уточнения, возражения.
Готов принимать позицию в дискуссии

3.3.1.различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями
других;
3.3.2.выявлять и анализировать причины
эмоций;
3.3.3.ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
3.3.4.регулировать способ выражения
эмоций;
3.4.1.осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 3.4.2.признавать
свое право на ошибку и такое же право
другого;
3.4.3.принимать себя и других, не осуждая;
3.4.4.открытость себе и другим;
3.4.5.осознавать невозможность контролировать все вокруг.
3.3.1.различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями
других;
3.3.2.выявлять и анализировать причины
эмоций;
3.3.3.ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
3.3.4.регулировать способ выражения
эмоций;
3.4.1.осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 3.4.2.признавать
свое право на ошибку и такое же право
другого;
3.4.3.принимать себя и других, не осуждая;
3.4.4.открытость себе и другим;
3.4.5.осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Коммуникативные
умения

Взаимодействие с педагогами, экспертами
Принятие позиции в
дискуссии

Особое мнение эксперта
Выполнял не только свое задание, но и
помогал другим.
Прислушивался к замечаниям учителей
и реагировал соответственно
Нуждался в помощи учителей и обращался к ним

13

Выполнял не только свое задание, но и помогал другим.
Прислушивался к замечаниям учителей и
реагировал соответственно
Нуждался в помощи учителей и обращался к ним

14

Приложение 2.
Лист оценки учебно-исследовательской работы руководителем
учени__ «__» класса 20____ - 20____ учебный год
Участник - _______________________________________________________________
Руководитель - ___________________________________________________________
Тема - __________________________________________________________________
Оцените работу ученика
Процесс выполнения проекта, последовательность деятельности
3 балла получилось выполнить в этом проекте
2 балла - смог выполнить в этом проекте лишь частично
1 балл – смог выполнить в этом проекте лишь частично и допустил ошибки
0 баллов не сумел реализовать в данном проекте
Презентация проекта, коммуникация
0 баллов – критерий не выполнен
1 балл – критерий выполнен

Последовательность
деятельности

Критерий оценки
Выполнил все этапы исследования
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности;
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнен самоконтроль на каждом этапе учебного исследования.
Выполнил все пункты плана в установленные сроки

Оценка
(баллы)
0 1 2 3

0 1 2 3
0 1 2 3

Коммуникация

Итого по блоку
Выполнял не только свое задание, но и помогал другим
ученикам.
Прислушивался к замечаниям учителей и реагировал
соответственно
Нуждался в помощи учителей и обращался к ним

Итого по блоку

15

0

1

0

1

0

1

Рекомендации

Критерий оценки

Оценка
(баллы)
0 1 2 3

Процесс выполнения проекта

Ученик формулирует гипотезу, проблему, цель и задачи исследования
Ученик самостоятельно устанавливает, какая информа- 0 1 2 3
ция необходима для выполнения исследования
Ученик может последовательно, обоснованно, ло0 1 2 3
гично, связно аргументировать свою позицию, мнение
Ученик может признать правильность/ неправильность 0 1 2 3
выбранной им точки зрения на исследование
Ученик верно выбирает опыт, эксперимент, небольшое 0 1 2 3
исследование в зависимости от цели и темы работы
Ученик самостоятельно составляет план проведения
0 1 2 3
опыта, эксперимента, исследования.
Ученик правильно воспроизводит научные знания,
0 1 2 3
описывает тему с нескольких научных точек зрения
Выводы сформулированы и соответствуют теме, про0 1 2 3
блеме, гипотезе, цели и задачам учебного исследования
Ученик может применить, полученные в ходе исследо- 0 1 2 3
вания знания и умения, приводит примеры их применения
Ученик формулирует гипотезу, проблему, цель и за0 1 2 3
дачи исследования
Итого по блоку

Презентация

Содержание выступления соответствует теме, целям и
задачам проекта
Приведены необходимые примеры и аргументы
Сделаны выводы и обобщения
Представлены собственные результаты работы
Изложение текста без чтения по написанному
Темп, выразительность речи
Изложение текста четко, понятно, без ошибок
Соответствие речевого оформления научному стилю
Интерес к выступлению слушателей. Ответы на вопросы
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента
Взаимодействие с другими учащимися
Взаимодействие с педагогами, экспертами
Принятие позиции в дискуссии
Итого по блоку
Итого по проекту
16

0

1

0
0
0
0
0
0
0
0

1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0

1
1
1
1
1
1

Рекомендации

Приложение 3.
Лист самооценки учебно-исследовательской работы
учени__ «__» класса 20____ - 20____ учебный год
Участник - _____________________________________________________________
Тема - __________________________________________________________________
Оцени свою работу
Процесс выполнения проекта, последовательность деятельности
3 балла получилось выполнить в этом проекте
2 балла - смог выполнить в этом проекте лишь частично
1 балл – смог выполнить в этом проекте лишь частично и допустил ошибки
0 баллов не сумел реализовать в данном проекте
Презентация проекта, коммуникация
0 баллов – критерий не выполнен
1 балл – критерий выполнен
Самооценка
(баллы)

Процесс выполнения проекта

Критерий самооценки
Самостоятельно сформулировал гипотезу, проблему, цель и задачи исследования
Самостоятельно установил, какая информация необходима для выполнения исследования
Последовательно, обоснованно, логично, связно аргументировал свою позицию, мнение
Признал правильность/ неправильность выбранной
им точки зрения на исследование

0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3

Верно выбрал опыт, эксперимент, небольшое иссле- 0 1 2 3
дование в зависимости от цели и темы работы
Самостоятельно составил план проведения опыта,
эксперимента, исследования
Правильно воспроизвел научные знания, описал
тему с нескольких научных точек зрения

0 1 2 3

Выводы сформулированы и соответствуют теме,
проблеме, гипотезе, цели и задачам учебного исследования
Могу применить, полученные в ходе исследования
знания и умения, приводит примеры их применения

0 1 2 3

Итого по блоку / Оценка руководителя

17

0 1 2 3

0 1 2 3

Рекомендации себе

Самооценка
(баллы)

Критерий самооценки

Последовательность
деятельности

Выполнил все этапы исследования
0 1 2 3
- обоснование актуальности исследования;
- планирование/проектирование исследовательских
работ;
- проведение исследования, проверка гипотезы;
- описание процесса исследования, описание результатов учебной исследовательской деятельности;
- представление результатов;
- описана прикладная составляющая учебного исследования.
Выполнил самоконтроль на каждом этапе учебного 0 1 2 3
исследования.
Выполнил все пункты плана в установленные сроки 0 1 2 3
Итого по блоку / Оценка руководителя
0

1

0
0
0
0
0
0
0

1
1
1
1
1
1
1

0

1

0
0
0
0
0
0

1
1
1
1
1
1

Выполнял не только свое задание, но и помогал
другим ученикам.
Готов к взаимодействию со слушателями, экспертами; продумал возможные вопросы, уточнения,
возражения
Нуждался в помощи учителей и обращался к ним
Итого по блоку / Оценка руководителя
Итого по самооценке / Оценка руководителя

0

1

0

1

0

1

Коммуникация

Презентация

Содержание выступления соответствует теме, целям
и задачам проекта
Привел необходимые примеры и аргументы
Сделал выводы и обобщения
Представил собственные результаты работы
Изложил текста без чтения по написанному
Темп, выразительность речи
Изложил текста четко, понятно, без ошибок
Соответствие речевого оформления научному
стилю
Интерес к выступлению слушателей. Ответы на вопросы.
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента
Взаимодействие с другими учащимися
Взаимодействие с педагогами, экспертами
Принятие позиции в дискуссии
Итого по блоку / Оценка руководителя

18

Рекомендации себе

Приложение 4.
Лист оценки выступления экспертами
Учащийся, учащиеся – __________________________________________
Тема - _______________________________________________________
№
Критерий
1. Содержательная сторона
выступления

2. Речевое
оформление

3. Эффективность выступления

4. Коммуникативные умения
5. Особое мнение
эксперта

Показатели
Содержание выступления соответствует теме, целям и задачам проекта
Приведены необходимые примеры и
аргументы
Сделаны выводы и обобщения
Владение терминами, правильное их
использование
Изложение текста без чтения по
написанному
Темп, выразительность речи
Изложение текста четно, понятно,
без ошибок
Интерес к выступлению слушателей.
Ответы на вопросы.
Структура презентации выдержана
Презентация соответствует требованиям
Соответствие регламента (на выступление 3 мин + 2 мин на вопросы)
Взаимодействие в микрогруппе

Количество баллов
3

3
3
3
2
2
2
2
3
3
1

3

1-5
Итого баллов

19

35

Баллы
участнику

Приложение 5
Лист планирования работы над проектом
учени___ «____» класса 20____ - 20_____ учебный год
__________________________________________
Тема - _______________________________________________________________
Ценность проекта для меня - __________________________________________
______________________________________________________________________
Цель - _______________________________________________________________
Задачи - ______________________________________________________________
_____________________________________________________________
Этапы проекта

Сроки выполнения

Планирование деятельности
Цель, задачи

Сбор информации
Текстовая информация

Иллюстрации

Отбор информации
Составление презентации
Составление текста выступления
Выступление с проектом
(репетиция)
Контроль выполнения
технический
по содержанию

20

Приложение 6
Нормы оформления проекта
Три основные подтемы
1

ЧТО?

ПРОШЛОЕ

ЦЕЛЬ

2

КАК? КАКИЕ?

НАСТОЯЩЕЕ

ПРОЦЕСС

3

ДЛЯ ЧЕГО?

БУДУЩЕЕ

РЕЗУЛЬТАТ

Переходы
Чтобы Ваше выступление было логичным, необходимо соединять между собой все
три основные темы с помощью переходов.
Переходы должны быть:
- простыми
- помогать слушателям следовать за ходом вашей мысли
-соединять между собой ваши мысли
Переходные фразы должны
Быть логически последовательны
-первое, второе, третье
- теперь, когда
-затем, после того как
-давайте перейдем к …..
Быть связными
-таким образом
-поэтому
-следовательно
-в результате
-кроме того

21

Приложение 7
НАГЛЯДНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Размер и тип шрифта
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Шрифт текста презентации не должен быть слишком мелким
Минимальный размер текста не может быть менее 18 пунктов
Оптимальный размер текста 20-28
Стиль простой
Прописные и строчные буквы
Курсив и подчеркивание – желательно НЕТ!
Мах 2 шрифта
1 слайд – 1 идея
Меньше текста

Акценты в тексте
• Текст презентации не должен быть сплошным
• Нужно разделять текст на абзацы, чтобы информация воспринималась с экрана
• Также лучше читается текст, в котором ключевые слова выделены другим шрифтом, либо прописными буквами
Стиль
•

•
•
•
•
•
•
•

При оформлении презентации желательно использовать единый стиль оформления. Также это касается визуализации с помощью изображений. Например, считается ошибкой одновременное использование рисованных и фотоизображений
Плохо смотрится использование более двух цветов на одном слайде. Также
плохо воспринимаются различные цветовые гаммы на разных слайдах
Очень раздражает глаз чрезмерное использование анимации или использование
анимации разного типа
Создавайте свои шаблоны
Самые лучшие шаблоны дополняют тему вашего выступления
Комбинируйте списки, рисунки
Используйте графику одного стиля
Используйте только хорошие изображения

Изображения
Плохие изображения:

22

Хорошее изображение:

Примеры оформления слайдов

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».