Приложение 3 к ООП ООО ЧОУ СОШ «Творчество» (2023)
Положение о портфолио обучающегося основной школы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы (далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС ООО и ФОП ООО,
с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе,
личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания,
развития и социализации, является составляющей частью системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП в образовательном учреждении основной образовательной программы основного общего образования.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная
папка ученика (физическая, электронная или виртуальная), в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных
учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной
оценки.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности
школьников, создание индивидуального документа обучающегося, в котором
отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
– приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; o содействие дальнейшей успешной социализации
обучающегося.
3. Функции портфолио.
3.1. Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка,
дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2. Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3. Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4. Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
ООО и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора
его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на воспитателя.
4.4. Портфолио хранится на электронном носителе в течение всего времени
пребывания ребенка в образовательной организации. При переводе ребенка в
другую образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой), если портфолио ведется в бумажном варианте. При переводе ребенка в
другую образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой)
на (на флеш-накопителе), если есть такая техническая возможность.
5. Участники работы над портфолио
и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители,
классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
5.2. Учащийся:
➢ Самостоятельно оформляет портфолио в соответствии с принятой в
школе структурой (вносит информацию в электронном виде в разделы
«Мои достижения» - в конце учебного года и/или по необходимлсти,
«Мои впечатления» - по мере появления документов, «Моё творчество»
- в конце четверти).
➢ Работу по наполнению портфолио ведет аккуратно и систематически (не
реже 1 раза в месяц вносит новые документы).
➢ Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные
разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Воспитатель:
➢ Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение
основам ведения портфолио.
➢ Организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их
личностное и профессиональное самоопределение.
➢ Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися,
учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования.
➢ Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио (не реже 1
раза в четверть).
➢ Обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями.
➢ Оформляет итоговые документы, табель успеваемости (в конце четверти, учебного года).
5.4. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:
➢ Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями
по формированию портфолио.
➢ Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области.
➢ Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету.
➢ Проводят экспертизу представленных работ по предмету;
➢ Предоставляют информацию об образовательных результатах (в конце
четверти, учебного года).
5.5. Администрация учебного заведения:
➢ Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников
образовательного процесса по данному направлению деятельности.
➢ Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе
оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике
работы школы, организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы.
5.6. Родители:
➢ оказывают содействие в формировании и ведении портфолио.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
Целесообразно вести учет и накопление материалов по годам обучения по следующим разделам:
❖ «Моя учеба» - в этот раздел включаются итоги успеваемости по учебным предметам, личный лист сформированности УУД за учебный год
по всем предметам, результаты метапредметных работ, отдельные работы по учебным предметам с хорошими результатами по усмотрению
учащегося.
❖ «Мои достижения» - данный раздел включает все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения по учебным предметам и в различных видах деятельности (внеурочной)
❖ «Мои впечатления» - данный раздел включат отзывы, впечатления,
комментарии на любые события в школьной жизни и внешкольной.
❖ «Моё творчество» - данный раздел включает выборки детских работ
(формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных
занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения).
❖ «Проект» - данный раздел содержит работы УИД и проектные работы,
может включать проекты выполненные во внеурочной деятельности в
других образовательных организациях по желанию обучающегося или
родителей (законных представителей). Раздел включает все листы по работе над проектом (см. «Положение о УИД), а так же саму презентацию
работы (видео, презентация, текстовый документ).
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой,
указанной в пункте 6 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность,
брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
- В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений
в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
8. Учет результатов портфолио
Представленные в портфолио материалы могут учитываться:
✓ при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
✓ для анализа уровня сформированности УУД отдельного ученика;
✓ при проведении внутришкольного контроля;
✓ при формировании итоговой оценки;
✓ при принятии решения о завершении обучения по основной образовательной программе и переходе на обучение на следующую образовательную программу;
✓ в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ЧОУ СОШ
«Творчество».